Запись на прием
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Содержание статьи:
1. Частный земельный сервитут |
2. Публичный земельный сервитут |
3. Публичный сервитут и охранные зоны |
4. Регистрация сервитута |
5. Часто задаваемые вопросы |
6. Наши услуги |
Сервитут – это ограниченное право одного или нескольких субъектов использовать земельный участок другого лица в заранее определенных и четко указанных целях. Например, если Вы можете попасть, на свой земельный участок, только проехав через землю соседа, Вы вправе требовать от соседа установления в вашу пользу земельного сервитута. Можно также привести пример, когда земельный участок длинной полосой растянут вдоль озера или реки, и попасть на пляж возможно только через Ваш надел. Тогда органы местного самоуправления могут наложить обременение на ваш участок, чтобы обеспечить согласно законодательству свободный доступ всех граждан к федеральному водному объекту.
Суть сервитута состоит в том, чтобы любое лицо могло равноправно с другими участниками гражданского оборота использовать свое имущество (земельный участок) при ограниченном к нему доступе.
Частный сервитут обеспечивает соблюдение законных прав того или иного лица , например, подход к своему жилому строению по земле соседа. Он устанавливается по специальному соглашению, которое регистрируется в Россреестре, как обременение земельного участка. Если такое соглашение между заинтересованным лицом и правообладателем участка, по которому осуществляется проход, не достигнуто, то право установить сервитут можно истребовать в судебном порядке. Если причины, по которым требуется установить сервитут, суд сочтет уважительными, иск удовлетворят.
Данный вид сервитута устанавливается на основании какого-либо нормативного правового акта органа самоуправления или органа власти (то есть уже не по соглашению сторон). Основные цели, под которые накладывают публичный сервитут, это:
— возможность безотложного ремонта линейных сооружений, таких как ЛЭП, автодороги общего пользования, газопроводы, водоводы и т.д.
— потребности сельскохозяйственного производства;
— доступ к бечевнику (береговой полосе общего пользования водного объекта);
— проведение инженерных изысканий, размещение различных геодезических знаков.
Так, например, в силу п. 16 Постановления Правительства РФ от 24.02. 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» работники электросетевых компаний вправе беспрепятственно подходить и подъезжать к поврежденным опорам и трансформаторным подстанциям.
Данная норма может быть истолкована как установление указанным Постановлением правительства публичного сервитута. Однако здесь возникает вопрос, требуется ли в таком случае принятие дополнительного акта и установление на местности границ использования обременения. Сегодняшнее законодательство ответа на этот вопрос не дает.
Если у Вас на участке находится ЛЭП и в отношении нее установлена охранная зона, Вы можете в любом случае обязать сетевую организацию установить сервитут в судебном порядке. Публичный сервитут охраной зоны объектов электросетевого хозяйства в добровольном порядке сетевыми организациями, как правило, не устанавливается.
Утверждение о том, что при установлении охранных зон устанавливается сервитут, не всегда верно, поскольку строительство линейных объектов (газопроводов, ЛЭП, Водоводов) могло быть осуществлено еще в далекое советское время, когда действовало совершенно иное законодательство. Кроме того, позиция эксплуатирующих организаций, как правило, сводится к тому, что для обслуживания ВЛ никаких сервитутов не нужно, так как в Правилах прописано право доступа сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства, требующим ремонта. Из этого следует, что вопрос, должен быть сервитут на охранные зоны электропередач или нет, является дискуссионным, он должен разрешаться в судебном порядке.
В то же время такой нормативно-правовой акт, как Постановление Правительства РФ от 20.12. 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» содержит норму (п.28), согласно которой собственник газораспределительной сети с целью доступа к охранной зоне заключает специальное соглашение об установлении сервитута. Данная норма дает право требовать заинтересованному лицу установления соответствующей платы за использование его участка газовой организацией. Охранная зона для сервитута будет иметь здесь существенное значение. Из буквального толкования п.28 указанного Постановления право требования установить сервитут будет возможным только при наличии зоны отчуждения.
Сервитут под охранной зоной устанавливается Постановлением главы муниципального образования, например городского округа, где находится газовый объект. Об этом свидетельствует Многочисленная практика установления сервитута при наличии охранной зоны органами местного самоуправления.
Важно знать! Требовать плату за использование земельного участка на условиях публичного сервитута можно только, когда такое использование создает существенные трудности и обременения для правообладателя земли или невозможность использования земельного надела по целевому назначению.
Регистрация и установление сервитута в едином государственном реестре недвижимости согласно ст.23 Земельного кодекса РФ обязательны.
Действия по регистрации включают:
1. Охранные зоны линий электропередач — являются ли сервитутом?
Законодательство не дает однозначного ответа на такой вопрос. Подзаконные акты, регулирующие установление охранных зон, указывают нам на то, что лица, осуществляющие ремонт объектов электросетевого хозяйства, имеют право на беспрепятственный доступ к ним. Однако, учитывая, что сервитуты подлежат обязательной регистрации в ЕГРН, скорее всего, его можно считать установленным с даты внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Эти условия прописываются в соглашении между пользователем и собственником участка. Следует иметь в виду, что они не могут входить в противоречие с нормами ГК РФ, ЗК РФ, других нормативно-правовых актов. Для публичного сервитута такой порядок регламентируется соответствующим законом.
3. Есть ли такое понятие, как государственный сервитут?
Нет, в законодательной терминологии есть только понятия публичного и частного сервитута. Под государственным, как правило, подразумевают публичный сервитут.
Предлагаем наши качественные услуги по установлению сервитута:
— подготовка соглашения об установлении сервитута ( при необходимости);
— установлению границ сервитута и внесение их в государственный реестр недвижимости;
— регистрация обременения в едином государственном реестре недвижимости.Заказать услуги можно по телефону (812) 909-31-95 или напишите нам info@jurist-dolina.ru