Запись на прием
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
В настоящей статье мы подробно рассмотрим, каким образом происходит захват водоемов, как пресечь такие неправомерные действия, как обратить внимание на данную проблему государственных надзорных органов или же самому отстоять в суде нарушенное право на доступ к водному объекту.
Российское законодательство с каждым днем все шире начинает регулировать многие сферы нашей жизнедеятельности. Все более актуальными становятся и вопросы природопользования, включая использование водоемов. Согласно Водному кодексу РФ почти все водоемы находятся в федеральной собственности (исключение — только обводненные карьеры и обособленные пруды). Водный кодекс (статья 6) закрепляет возможность свободного доступа для всех к находящимся в федеральной собственности водным объектам общего пользования.
Однако нормы законодательства на практике оказываются обязательными не для всех, а лишь для определенной категории «законопослушных» граждан, готовых эти нормы соблюдать. В последнее время существенно участились случаи захвата водоемов. При этом осуществляется как захват береговой полосы общего пользования водоема, так и захват водоема целиком.
Как правило, такой захват водохранилища, пруда, или ручья происходит при межевании участка, представляющего собой большой земельный массив (что наиболее характерно для земель сельскохозяйственного назначения). В данном случае водный объект (водохранилище, пруд, ручей или даже река) может включаться кадастровым инженером в границы участка из-за недостаточного знания водного законодательства, а иногда и умышленно.
В результате таких неправомерных действий получается, что согласно документам никаких водных объектов на участке нет, а есть лишь земли сельскохозяйственного назначения. После проведения такого межевания хозяин обносит свой участок (с незаконно включенным в него водным объектом) забором, и свободный доступ к водоему, гарантированный Водным кодексом РФ, прекращается.
Как правило, это оказывается возможным вследствие отсутствия у органа кадастрового учета четко регламентированной процедуры по проверке нахождения в границах земельного участка водного объекта. Стоит отметить, что орган кадастрового учета руководствуется положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые никак указанную сферу не регулируют.
Предполагается, что вся ответственность за природные объекты, которые находятся в составе земельного участка, лежит на кадастровом инженере. Этим и пользуются недобросовестные приобретатели земельных участков. Кадастровый инженер закрывает глаза на наличие на участке водного объекта или же по незнанию не придает этому значения. Орган кадастрового учета, зная, что не понесет за это никакой ответственности, ставит такой участок на кадастровый учет.
Соответственно возникает вопрос — раз нет установленной законом процедуры, может быть, действия кадастрового инженера и кадастровой палаты в этом случае законны?
Ответ на такой вопрос однозначен — действия незаконны по следующим основаниям, вытекающим из нормативно-правовых актов.
Какие могут быть предприняты действия по возвращению в собственность государства захваченного водного объекта?
Во-первых, необходимо подготовить мотивированное обращение в природоохранную прокуратуру. В подтверждение противоправных действий для начала можно приложить копию картографического материала из публичной кадастровой карты, где будет видно, что водный объект попал в границы участка.
Во-вторых, вы можете самостоятельно обратиться в судебные органы, однако необходимо будет с помощью специализированной организации подготовить картографический материал, из которого будет достоверно следовать, что на участке имеется водный объект. Также необходимо будет заручиться поддержкой бассейновых органов.
Следует знать!
Все водные объекты (кроме обводненных карьеров и обособленных прудов) собственностью государства являются в силу закона, поэтому принятия каких-то дополнительных распоряжений или постановлений в связи с этим не требуется. Отсутствие в водном реестре сведений о каком-либо водном объекте не свидетельствует об отсутствии права собственности Российской Федерации на такой водный объект.
Рейдерский захват водоёма можно эффективно пресечь уже на ранней стадии. Так, например, по смыслу кодекса административного производства (КАС РФ) заинтересованное лицо может обжаловать действия Росреестра, включая постановку земельного участка, содержащего в своих границах водный объект, на кадастровый учет. Установленный для этого срок составляет три месяца с момента межевания.
При этом в административном процессе (по КАС РФ) именно государственные органы должны будут доказать, что принятое ими решение соответствовало закону.
При пропуске трехмесячного срока остается право подать иск в гражданском процессе, где бремя доказывания уже полностью ляжет на истца. Как правило, эффективную помощь по таким вопросам оказывает Юрист в области водопользования.
Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область на сегодняшний день уже имеют однозначную практику признания незаконным включение в границы земельных участков водоемов, являющихся водными объектами общего пользования.
Арбитражные дела по водоёмам, как правило, решаются не в пользу захватчиков и такая практика уже проверена определениями Верховного суда РФ. Если из арбитражного спора по водоёмам следует, что участок сформирован на водном объекте общего пользования (кроме обводненных карьеров и обособленных прудов), то суд исключает такой участок из ЕГРН.
Арбитражный юрист (адвокат), специализирующийся по водоёмам России, есть к сожалению далеко не в каждом регионе. В Санкт-Петербурге такие специалисты есть в штате компании ООО «Юрист Долина».