Запись на прием
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Уважаемый читатель в рамках настоящей публикации мы будем разбираться с особенностями использования земельных участков в зонах санитарной охраны (ЗСО) Московской области.
Что такое зона санитарной охраны и для чего же нужны зоны ЗСО?
Это нужно для того, чтобы мы с Вами когда открываем у себя дома кранчик с водой, то пили бы чистую водичку не зараженную всякими микробами и вирусами.
Для этих целей главным санитарным врачом утверждены специальные санитарные нормы , именуемые СанПиН . СанПиНами предусмотрено три пояса санитарной охраны от источника питьевого водоснабжения, в них же определяются границы и режим зон санитарной охраны.
1 -й пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения самый жесткий по ограничениям , в нем нельзя почти ничего делать за исключением того , чтобы возводить сооружения , которые будут обслуживать водозаборную насосную станцию или же предотвращать водоем от загрязнений. При направлении уведомления о начале строительства жилого объекта в таком поясе будет получен отказ администрации в разрешении на строительство дома.
Зона 2-го пояса санитарной охраны уже менее жесткая по требованиям, но все же ряд ограничений сохраняется, так , например во втором поясе не допускается размещение дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от уреза воды
Стоит отметить, что в первом втором и поясе запрещена приватизация земельных участков, возможна только аренда.
Третий пояс зоны санитарной охраны содержит наименее жёсткие ограничения, в нем уже , например можно оформлять в собственность земельные участки.
Следующее на что обратим внимание это то, чем может быть чревато строительство в зоне санитарной охраны, что за это грозит. Основное это запрет на размещение локальных очистных сооружений и слив стоков на землю или в дренаж в ЗСО.
Правовое обоснование запрета на сброс сточных вод в ЗСО:
— В соответствии с п.1, ч.3, ст.44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
До определённого момента указанная норма права вступала в противоречие с п. 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», в соответствии с которой в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды. То есть сброс в зоне санитарной охраны водного объекта все таки был возможен, но после определенной степени очистки.
Однако в Определении Верховного Суда РФ от 25.09.2014 N АПЛ14-393 это вопрос был разрешен окончательно в пользу полного запрета на сброс.
Ниже приведена выдержка из Определения.
«Апелляционная коллегия ВС РФ определяет признать недействующими абзац шестой пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г., и пункт 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10, в части, разрешающей сброс хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после 31 декабря 2006 года, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Суд, в частности, указывает, что оспариваемые предписания СанПиН 2.1.5.980-0 и СанПиН 2.1.4.1110-02 допускают сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после введения в действие Водного кодекса РФ (1 января 2007 г.), в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в этих водах загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.
Суд отмечает, что Водный кодекс РФ предусматривает полный запрет сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Исключение федеральным законодателем сделано только в отношении хозяйственных и иных объектов, введенных в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса.
Следовательно, сброс сточных, в том числе дренажных, вод, соответствующих санитарным правилам и нормам, в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможен лишь перечисленными объектами. Такой сброс иными объектами недопустим».
Стоит отметить также на несоответствие Водного кодекса РФ правовым нормам Московской области, определяющим, как устанавливается зона санитарной охраны водопровода.
Так до сих пор имеется противоречие п.1, ч.3, ст.44 Водного кодекса РФ с п. 4.4.8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45 (ред. от 16.01.2019) «Об утверждении СП 2.1.4.2625-10» (вместе с «СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2010 N 17592), в соответствии с которой сброс очищенных промышленных, городских и бытовых сточных вод в источник питьевого водоснабжения в акватории 2-го пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня требований к качеству воды водных объектов первой категории водопользования в соответствии с гигиеническими нормативами. То есть согласно этой норме также возможен сброс сточных вод в зоне санитарной охраны ЗСО, но при произведенной очистке.
Интересным моментом является то, что данным постановлением предусмотрена только 1 зона санитарной охраны и 2 зона санитарной охраны водоснабжения, а про третий пояс ничего не указано.
Актуальным становится вопрос возможности строительства на участке, если исходя из генерального плана и Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) на участке есть ЗСО . Ведь при условии запрета установить очистные сооружения в строить и нет смысла, так как сложно себе представить , например, жилой дом без вывода из него стоков.
В целом, отказа в строительстве дома во втором поясе быть не должно, но какой в этом будет смысл без возможности очистки стоков.
Обязательность отражения зон ЗСО в государственных картах и реестрах
Зона санитарной охраны водохранилища, как территория с особыми условиями использования территории подлежит отражению:
-в сведениях Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН (п.3, ч.2, ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
-в сведениях правил Землепользования и застройки – карт зон с особыми условиями использования территории (ч.5, ст.30 Градостроительного кодекса РФ);
-в сведениях Генерального плана (п.7, ч.8, ст.23 Градостроительного кодекса РФ);
-в сведениях градостроительного плана (п.9, ч.3, ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ).
В Градостроительных планах , выдаваемых на территории Московской области часто указывается, что участок попадают в ЗСО, но в графической части какие-либо сведения об этом отсутствуют –границы пояса не нанесены, только указание на это в текстовой части.
Также иногда указывается, что расположение земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения подлежит уточнению с учетом нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
В таком случае однозначный ответ по наличию ЗСО сооружений можно дать только по результату получения соответствующих ответов государственных органов.
Границы поясов санитарной охраны водохранилищ Московской области исходя из нормативно-правовых документов
До недавнего времени границы зоны санитарной охраны водохранилищ Московской области определялись.
— Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» (далее Решение N 500-1143)
-Постановлением СНК РСФСР от 04.09.1940 N 696 (ред. от 05.03.1986) «О санитарной охране канала Москва — Волга как источника водоснабжения г. Москвы.
Однако последний документ отменен 17 декабря 2019 г. Постановлением № 1705-ПП/970/44, подписанный мэром г. Москвы и Губернатором Московской области, оставлено в действии только Решение N 500-1143.
Согласно п.3, Приложения 1 Решения N 500-1143 план красных линий границ зон санитарной охраны является основным и обязательным планировочным документом для всех организаций, министерств и ведомств, осуществляющих проектирование и строительство любых капитальных зданий и сооружений на территории ЛПЗП, а также для всех землепользователей в границах ЛПЗП.
Проект установления красных линий границ зон санитарной охраны (первой зоны санитарной охраны, второй зоны санитарной охраны) источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП разработан по заказу УРЗиОЗ ГлавАПУ г. Москвы Научно-исследовательским и проектным институтом генерального плана г. Москвы, рассмотрен Комиссией при главном архитекторе ЛПЗП г. Москвы и рекомендуется к утверждению.
В Приложения 1 Решения N 500- в зону санитарной охраны II пояса приводится описание границ поясов санитарной охраны.
Однако указанное описание без картографического материла не позволяют сделать однозначный вывод какие именно территории попадают в границы поясов
Зачастую точки водозабора находятся на значительном расстоянии от водохранилищ, для которых установлены ЗСО .
Это позволяет сделать вывод о том, что включение территории участков в ЗСО явно противоречит Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02).
Так в соответствии с п. 2.3.2.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км — при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км — при наличии нагонных ветров более 10%.
А если принять во внимание как установлены пояса ЗСО в Решении N 500, то это могут быть и 10 и 20 км от точки водозабора.
Также СанПиН 2.1.4.1110-02 предъявляет требования к картографическому описанию ЗСО.
Согласно п. 1.12.2. указанного правового акта Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:
а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения — 1:50000 — 1:100000, при подземном — 1:10000 — 1:25000;
б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора — при подземном источнике водоснабжения;
в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 — 1:1000;
г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 — 1:25000 — при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 — 1:50000 — при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.
При отсутствия картографического материала также оснований считать, что участок попал в ЗСО не имеется.
Между тем наличие или отсутствие ЗСО для конкретной территории имеет в ряде случаев предопределяющее значение , например при обжаловании отказа администрации по предоставлению участка в собственность. В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ предоставление участка в собственность в первом и втором поясе санитарной охраны запрещено.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ по делу 22.05.2019 N 75-АПА19- «организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения (питьевого и хозяйственно-бытового) устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Отсутствие указанных выше действий, в том числе факт того, что отсутствует санитарно эпидемиологическое заключение зоны санитарной охраны свидетельствует о том, что ЗСО не установлен.»
В ряде случаев, согласуя свои выводы с вышеуказанной позицией Верховного суда РФ нижестоящие суды приходят к выводу, что зона 2-го пояса санитарной охраны является не установленной, так как нет картографических данных с границами этого пояса, нет утверждённого проекта зон санитарной охраны водозабора . Все это по мнению судов свидетельствует о том, что установление зоны санитарной охраны источников водоснабжения не производились
«Домовладение и земельный участок с кадастровым номером № расположены на расстоянии от ближайшего водоема (урез воды) ближайшего водоема, 205,9 метров и 183,29 метра соответственно, однако достоверно установить находится ли исследованное домовладение и земельный участок с кадастровым номером № в границах первого и второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, определенных СанПин 2.1.4.2625-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 № 45 не представляется возможным по причине того, что сведения о зоне 1-го и 2-го пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, как зонах с особыми условиями использования территории, в ЕГРН отсутствуют и в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на данной территории не установлены.
Кроме того, в соответствии со ст.43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения.
Федеральным законом «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» в абзаце втором части 4 статьи 18 предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно -эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. До настоящего времени соответствующее постановление Правительством Московской области об утверждении округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях не принято».
То есть разработка зон санитарной охраны в рамках действующего законодательства в исследуемом прецеденте не проводилась.
«Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ст.18 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ установление на местности границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980г. № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» было принято Исполкомом Моссовета и Мособлиспокомом, то есть вышеуказанное решение принималось исполнительными органами Москвы и <адрес>. Таким образом, данное решение не противоречит санитарно -эпидемиологическому законодательству, оно никем не отменено и является действующим.
Согласно п.4.3 Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980г. «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения в границах ЛПЗП» установлено предписание о том, что с 1980г. топографические планшеты на территорию ЛПЗП должны издаваться с новыми красными линиями границ ЗСО источников водоснабжения Требования по ограниченному хозяйственному и градостроительному освоению, а также по защите источника водоснабжения от различных видов загрязнения на территории 2-го пояса (ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения установлены санитарно — эпидемиологическими правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010г. №.
В соответствии с санитарными правилами 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 1.17, отсутствие утверждённого проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПин». Таким образом, в принципе отсутствие утверждённого проекта зон санитарной охраны не может расцениваться как отсутствие таких зон. Иное толкование данного обстоятельства повлечёт невозможность исполнения Санитарных правил, регулирующих правовое положение зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
Вместе с тем такая практика все же противоречит правовой позиции Верховного суда РФ по делу 22.05.2019 N 75-АПА19, где четко указано, что если проект не разработан, значит и зоны санитарной охраны ограничения нет.
Однако жалоба на отказ администрации в суд в предоставлении земельного участка, даже при отсутствии законно установленного ЗСО может быть не очень эффективной в том случае, если ЗСО уже внесен на карту ограничений ПЗЗ.
Такое обжалование должно быть осуществлено через признание недействительными Правил землепользования и застройки.
Входит ли участок в зсо?