Участок попал в зону санитарной охраны, что делать?

Сегодня мы поговорим об ограничениях на строительство, связанных с установлением зоны санитарного разрыва объекта транспортной инфраструктуры.

Для начала  приведём наиболее часто встречающийся вид таких объектов транспортной инфраструктуры, это автомобильная или железная дорога. 

 Санитарный разрыв  устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами, то есть  СанПиНами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)   и препятствует возведению жилых и садовых домов на земельном участке.

 По практике о наличии такого разрыва даже осмотрительный  собственник, который проверял участок перед покупкой  узнает уже на стадии начала строительства дома.  Он  направляет уведомление о начале строительства в районную администрацию, откуда приходит отказ в разрешении на строительство жилого дома в связи с нахождением участка в санитарном разрыве автодороги или железной дороги.

В уведомлении об отказе, как правило указывается,  что в карте генерального  плана  и правил землепользования и застройки ( ПЗЗ)   содержится такое ограничение.

Участок попал в зону санитарной охраны, что делать?

Отказы в разрешении на строительстве, что делать?

Однако по практике в ряде случаев отказ архитектуры в разрешении на строительство  можно преодолеть.  Путь придется проделать нелегкий, но мы Вам с уверенностью  , основанной на собственном опыте, можем  сказать, что он есть и  по его окончанию можно получить желаемый результат.

Часто бывает, что   такая зона ограничений  вносится в генеральный  план  и ПЗЗ без должной процедуры, а именно без наличия соответствующего проекта санитарного разрыва  , а иногда и вовсе для автомобильных дорог которые по своему статусу таких разрывов не имеют.

Ввиду чего  возникает вопрос, есть ли возможность строительства  на участке исходя  из того, что генеральный план и ПЗЗ приняты  с нарушением?

Ответ на этот вопрос будет такой :  наличие санитарного разрыва несмотря на незаконность его установления , все же препятствует строительству,   его наличие можно и нужно  оспаривать  в судебном порядке. Однако,  очень важно выбрать правильный путь оспаривания, сам отказ в выдаче разрешения на строительство оспаривать перспективы нет. Необходимо сразу подавать заявление на исключение зоны которая мешает строительству.  Подобное дело мы с коллегами вели Ленинградском областном суде, по вопросу незаконного установления зоны санитарного разрыва в для автомобильной дороги 41А-(условный номер в рамках настоящей статьи)  на территории одного из сельских  поселений Ленинградской области.

Для реализации этой задачи были проведены многочисленные переговоры , проводилась   переписка  с государственными органами , направлялись обращения в Роспотребнадзор Ленинградской области.  После чего  была получена информация, что такой зоны по факту нет, эти данные были предоставлены в суд,  административный иск удовлетворен.  

Стоит отметить, что неправильных действий  , которые сгоряча может совершить  собственник после получения отказа в разрешении на строительство очень много.  Это и уменьшение санитарного разрыва и предъявление требований продавцу участка о признании сделки недействительной, все это может привести к необоснованным  и самое главное к несоразмерным затратам по отношению к тому пути,  который предлагаем мы.

Отказ в РнС в связи с нахождением участка в санитарном разрыве железной дороги  и автомобильной преодолевается  определенным путем от которого лечше не отклоняться.

 Рассмотрим, как решался такой вопрос на нашем практическом примере.

Возникновение проблемы:

В ответ на уведомление о начале строительства собственнику    от Администрации   муниципального района  пришел ответ, что земельный участок с кадастровым номером    исходя из карты зон с особыми условиями территорий расположен  в санитарном разрыве объекта транспортной инфраструктуры и соответственно, направлен отказ в строительстве дома.

Так собственник  земли узнал, что его участок попал в зону автомобильного разрыва.

Нами был проанализирован этот отказ с точки зрения судебной практики, ниже приводим судебные позиции по данному вопросу

Правая позиция из Апелляционного определения  Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2019 N 64-АПА19-10, Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2019 N 64-АПА19-1.

В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (далее Санитарные правила) для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее — санитарные разрывы).

Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно разделу VII  указанных Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

 Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Следовательно, размер   санитарного разрыва объекта транспортной инфраструктуры   устанавливается не произвольно, а должен быть произведен с учетом предварительного расчета рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, а также на основании проекта санитарной зоны. Аналогичный правовой подход по порядку установления санитарного разрыва изложен в судебной практике

Исходя их этой позиции нами были выполнены Выполненные нами  действия:

С целью выяснения наличия проектных документов или данных расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, которые были положены в основу размера санитарного разрыва автомобильной дороги 41А   нами были направлены соответствующие   запросы в следующие организации.

— Росавтодор (Федеральное дорожное агентство) — головная организация, в подчинении которой находится организация ФКУ Упрдор «Северо-Запад» эксплуатирующая автомобильную дорогу 41А   и по инициативе которой могли быть установлены санитарные разрывы. В Росавтодоре был истребован проект на основании которого был установлен санитарный разрыв.

— Роспотребнадзор — орган, осуществляющий надзорные и согласовательные функции в области санитарно-эпидемиологического законодательства. В Роспотребнадзоре были  истребованы  данные  расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, как основание установления санитарного разрыва.

—   Администрация    муниципального  района   –орган согласовавший  установление такой санразрыва и участвовавший в разработке Правил землепользования и застройки .Было подано    заявление о признании незаконным отказ администрации истребованы данные на основании которых был установлен санитарный разрыв, запрошено имеются ли данные  расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха

— В администрация  сельского поселения муниципального района —  орган  непосредственно вносивший  Санитарный разрыв в Правила землепользования и застройки Было подано заявление с вопросом   правомерен ли отказ администрации, истребован проект на основании которого был установлен санитарный разрыв, запрошено имеются ли данные  расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха

Из ответа Росавтодора следовало, что для автомобильной дороги 41А не разрабатывался проект  санитарного разрыва

Из ответа администрации сельского поселения следовало, что проект Санитарного разрыва и сведения относительно расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов шума, для установления санитарного разрыва объекта транспортной инфраструктуры трассы 41А не поступали, ввиду чего запрашиваемые сведения в администрации отсутствуют.

Из ответа администрации   района    следовало, что каких-либо   расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений для определения величины санитарного разрыва не проводилось.

Однако администрация  района      ответила, что такая зона могла быть установлена исходя из требований «СП 4 2 .1333О.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*». Согласно указанному своду правил расстояния от бровки земляного полотна автомобильных дорог общей сети I, II, III категорий до застройки необходимо принимать в соответствии с СП 34.13330, но не менее, м: до жилой застройки. -100 (п.8.21 правил).

Таким образом  указанная выше позиция противоречит законодательству в связи с тем, что — П. 8.21 СП 4 2 .1333О.2011 является недействующим.

Кроме того указанные минимальные расстояния не являются санитарными разрывами, а являются отступами в соответствии с градостроительными нормами.

Исходя из полученных ответов можно было сделать следующие правовые выводы:

  1. Обжаловать отказ администрации нет смысла, так как нужно исключать из ПЗЗ саму зону санитарного разрыва 

  • Санитарный разрыв в нарушение требований п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 без каких-либо расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, иного из ответов государственных и муниципальных органов не следует.
  • Исходя из ответа на запрос, а также устных пояснений   специалиста Роспотребнадзора Ленинградской области следовало, что  санитарный разрыв  автомобильной дороги 41А  был установлен без проектной документации и не утвержден постановлением главного Санитарного врача по ЛО, как это предусмотрено Санитарными правилами. Согласно сложившейся судебной практике на уровне Верховного суда РФ отсутствие утверждённого проекта главным санитарным врачом по региону, является основанием для признания недействующим санитарного разрыва объекта транспортной инфраструктуры.
  • На автомобильную    дорогу 41А исходя из ее класса не распространяются требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в части установления санитарных разрывов, что также указывает на неправомерность его внесение в ПЗЗ.

На основании полученных ответов был выявлен незаконный отказ администрации, основанный на недействующем ограничении.

Такой отказ в строительстве дома на участке был обжалован в суде через признание недействительным Правил землепользования и застройки.

Задать вопрос юристу

Без выходных с 10:00 до 20:00
Санкт-Петербург

Запишитесь на прием

Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом