Запись на прием
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Право собственника на использование земельного участка не означает ведение на нем любой бесконтрольной хозяйственной деятельности. Виды возможного использования земельного участка ограничивается, категорией земель, параметрами строительства, сервитутами и ограничениями. Одним из таких ограничений является установление охранных зон, в границах которых собственник строго ограничен в своих действиях.
Перечень таких ограничений содержится в законах и подзаконных актах регулирующих использование таких зон, так, например, перечень ограничений охранной зоны газораспределительных систем устанавливается Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878.
При покупке участка, заказав кадастровую документацию на земельный участок в большинстве случаев можно увидеть наличие охранной зоны, если она вносилась в государственной кадастр недвижимости и соответственно устанавливались ее границы.
В таком случае покупатель осведомлен, что покупает участок с некоторыми недостатками в виде ограничений на части земли, обремененной охранной зоной. Однако бывает такое, что граница охранной зоны не установлена, в связи с чем в кадастровой документации никаких сведениях об обременениях не будет. В этом случае наложение границ участка на охранную зону до утверждения ее границ будет не очевидным. Так, например, границы охранных зон магистральных трубопроводов массово начали устанавливать лишь несколько лет назад. А ведь зоны отчуждения магистральных трубопроводов достигают порой 100 метров, и при покупке земельного участка не всегда можно на местности достоверно установить где проходит ось газопровода или нефтепровода, попадет участок в охранную зону или нет.
Важно знать!!!
Правовой режим охранных зон, как правило, подразумевает наличие убытков у землевладельца в виде уменьшения рыночной стоимости участка.
Считаю, что отсутствие на момент покупки в кадастровой документации сведений об охранной зоне это риск, который должно принимать на себя лицо-организация в пользу которого установлена такая зона отчуждения. А при установлении границ таких зон такое лицо должно возмещать убытки землевладельцам, для которых наличие такой зоны было явно неочевидным.
Хотя, порою суды исходят из того, что граждане покупающие землю вблизи объектов в пользу которых устанавливается охранная зона заведомо должны были предполагать и учитывать, что их участок может попасть в охранную зону. То есть даже если порядок оформления охранных зон был не соблюден по вине организации собственника объекта, в пользу которого такая зона устанавливается, убытки все равно ложатся на землепользователя.
Немного иначе стоит дело со вновь вводимыми в эксплуатацию объектами. В таком случае вопрос урегулирования убытков с собственниками объектов, в пользу которых устанавливается зона отчуждения, решается намного легче. Основание ст. 57 Земельного кодекса для возмещения убытков является очевидным, так как сама охранная зона появляется лишь после введения объекта в эксплуатацию.
Достаточно интересно обстоит дело с охранными зонами, размеры которых четко не установлены нормативно-правовыми документами и границы которых разрабатываются на основании проектов. Такой зоной в частности является санитарно-защитная зона, размеры которой утверждаются распорядительным актом главы Роспотребнадзора по региону. Не вызывает сомнений, что до разработки и утверждения проекта СЗЗ собственник земельного участка, расположенного вблизи объекта в пользу которого установлена зона не знает, да и не может знать попадет его участок в границы СЗЗ или нет. Ведь охранная зона устанавливается только по результату проектирования и может составлять, условно скажем, как 10 , так и 200 метров. И что же собственник при покупке участка должен все эти моменты предугадать, естественно нет. Однако даже в таких случаях иногда судами выносятся решения не в пользу землевладельцев. А позиция такая, что хотя юридически охранная зона и была установлена позже покупки земельного участка, но все равно покупатель должен был знать и видеть, что вблизи находится, скажем, опасное производство и соответственно мог предвидеть наступление негативных последствий в виде запрета на строительство жилых объектов в таком месте.
Кстати!!!
На основании соответствующих проектов можно производить изменение границ охранных зон (для СЗЗ)
Подводя итог, можно сказать, что вообще наработанной судебной практики по вопросам взыскания убытков, причиненных установлением охранной зоной до неприличия мало. Возможно, это связано с тем, что не все понимают, что ограничение прав на земельный участок это хороший повод посудиться, с электросетевой, газовой или нефтяной организацией и пополнить таким образом свой семейный бюджет.
А может быть просто не все верят в успех, поскольку за охранными зонами стоят достаточно крупные субъекты естественных монополий с мощным административным аппаратом. Но в любом случае с внесением большинства охранных зон в государственный кадастр недвижимости думаю практика начнет активно насыщаться новыми судебными решениями.
Оказываемые нами услуги:
— постановка на кадастровый учет охранных зон — от 40 тыс. рублей (выполняет кадастровый инженер)
— взыскание убытков, понесенных в связи с установлением охранной зоны (в судебном порядке)
от 40 тыс.рублей;
— взыскание убытков, понесенных в связи с установлением охранной (подготовка пакета документов в суд, без участия в заседаниях)
от 20 тыс.рублей;
— иные вопросы, связанные с установлением охранных зон по договоренности.
Заказать данные услуги можно по телефону (812) 909-31-95 или напишите нам info@jurist-dolina.ru
Предлагаем наши качественные услуги юриста по охранным зонам
В 2007 году мною приобретен земельный участок для «Садоводства и строительства» в собственность с кадастровым номером 23:49:0120002:133 — Сочи, Якорная Щель. Имеется кадастровый паспорт от 2008г.
В результате организации проведения олимпийских игр, была реконструирована высоковольтная линия ВЛ 110 кВ, которая прошла в границах приобретенного участка. Охранная зона (23:00:0000000:947 ) поставлена на кадастровый учет 21.03.2014г.
В результате чего на этот участок наложено обременение в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ. Подозреваю применение статьи 57 ЗК РФ. Работаете с такими делами? Есть ли у вас представитель в Сочи? Какая цена подготовки документов в суд.
Здравствуйте, Алексей, мы с такими вопросами работаем, для уточнения информации по Вашему вопросу позвоните, пожалуйста, по телефону, указанному в контактных данных сайта.
Здравствуйте! Имею в собственности земельный участок с находящимися на нем зданиями (13 зданий),данный участок был приобретен в 2018г, в кадастровой выписке при регистрации в Росреестре не было отображено о каких-либо ограничениях. В 2019 г. случилось наводнение, после которого установили зону затопления в которой участок расположен полностью, то есть строить, реконструировать и использовать здания запрещается. Есть шансы на компенсацию ?
Здравствуйте, Виталий, компенсация должна быть выплачена в любом случае, для этого необходимо подготовить правильное исковое заявление в суд.