Запись на прием
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
Укажите Вашу контактную информацию и мы свяжемся с Вами для уточнения деталей встречи с юристом
В настоящей статье мы рассмотрим, какие изменения в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость произошли в 2017 году.
Следует отметить, что эти изменения были существенными и, можно даже сказать, революционными. Для того чтобы понять, в чем именно состоят эти существенные изменения, необходимо вначале остановиться на том, какой была ситуация раньше, до их внесения.
До 2017 года существовало два государственных реестра: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором учитывались юридические характеристики объекта недвижимости ( правообладатель, вид права, документы, на основании которых возникло право, и т.д.), и Государственный кадастр недвижимости, в котором учитывались технические характеристики объекта (координаты границ, схема границ, расстояния между точками, координаты границ охранных зон и т.д.).
Для того чтобы внести в кадастр недвижимости сведения, нужно было обратиться к кадастровому инженеру и подготовить соответственно межевой план для определения границ земельного участка и карту (план) для определения границ охранных зон, территориальных зон, границ населенных пунктов и т.д. Далее межевой план вместе с заявлением об осуществлении кадастрового учета подавался в кадастровую плату или МФЦ, и сведения вносились в кадастр.
После того как объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет (ГКУ), можно было идти регистрировать права, соответствующее заявление подавалось в Росреестр или МФЦ. На основании этого заявления выдавались сведения Единого государственного реестра прав (выписка ЕГРП).
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» два указанных выше реестра объединяются и получают название «Единый государственный реестр недвижимости». Теперь в большинстве случаев регистрация прав и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются одновременно. Исключение составят случаи, когда характер постановки объекта на кадастровый учет не предусматривает регистрацию прав (например, при уточнении границ земельного участка). Или же напротив, регистрация прав вовсе не требует проводить кадастровые работы (например, при регистрации перехода прав на недвижимость от одного собственника к другому).
Согласно новому закону Единый государственный реестр недвижимости содержит в себе следующие разделы:
Надеемся, что объединение реестров поможет решить ряд часто возникающих проблем, например, такую как несоответствие площади в кадастровом паспорте свидетельству о регистрации прав.
Обратите внимание!
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, — это объединенные данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости.
Ниже мы постараемся рассказать о главных на наш взгляд моментах нового закона о регистрации недвижимости, обратим внимание на кардинальные изменения в области регистрации права и кадастрового учета. Помимо этого мы обязательно рассмотрим также и важные старые правила, перешедшие в данный закон из утративших силу нормативных актов и продолжающие действовать в настоящее время.
Земельные участки можно комплексно ставить на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания территории. Данное положение было внесено еще в ранее действовавший закон «О государственном кадастре недвижимости». Новая форма постановки на учет очень удобна при межевании садоводств или массовом уточнении границ участков в пределах какой-либо территории, постановке на учет участков в соответствии с проектом межевания. Такая постановка осуществляется на основании карты (плана). Данный документ не следует путать с картой (планом), на основании которых осуществляется внесение сведений в ЕГРН об объектах землеустройства ( границах охранных зон, населенных пунктов и т.д.).
До введения правил комплексного кадастрового учета несколько земельных участков можно было поставить на ГКУ только лишь с присвоением одного кадастрового номера. Такой участок, включающий в себя несколько землепользований, назывался многоконтурным.
Довольно интересным и полезным моментом является возможность подавать возражения предыдущего правообладателя о регистрации прав. Данная запись будет фигурировать при заказе сведений ЕГРН любым заинтересованным лицом, однако само по себе такое заявление о внесении возражений в ЕГРН не является основанием для того, чтобы приостановить регистрацию прав. Данная норма направлена на то, чтобы защитить последующих покупателей от непредвиденных расходов на судебные разбирательства с предыдущими правообладателями недвижимости. Таким образом, если кто-либо заявил возражение по поводу регистрации, то в последующей выписке будет иметь место соответствующая запись. Если возражающее лицо не инициирует судебный процесс, то через три месяца после регистрации запись погашается.
Законом предусмотрено право любого заинтересованного лица внести в ЕГРН сведения об охранной зоне, если достоверно известно, что решение по установлению такой зоны принималось уполномоченными органами власти (ч.1, ст.33 Закона). Собственникам земельных участков, рискующих оказаться в охранной зоне газопроводов, ЛЭП, СЗЗ и т.д., об этом необходимо знать. Если вблизи есть какой-либо из перечисленных объектов, а в выписке ЕГРН сведения о нем отсутствуют, можно сделать соответствующий запрос в Росреестр и потребовать внести охранную зону.
Ранее, до 2017 года как в части регистрации прав, так и в части государственного кадастрового учета при внесении сведений можно было получить отказ уполномоченного органа. Отказ был связан, как правило, с неполным комплектом документов или с некорректно сформированными документами. Теперь в новом законе о государственной регистрации недвижимости как такового безусловного отказа нет. Есть лишь понятие приостановки. Приостановка осуществляется практически при любых недостатках в поданных документах.
Если замечания регистратора в течение срока приостановки не устранены, то выносится отказ в осуществлении регистрации.
Напомню, что приостановкой является действие государственного регистратора по отложению сроков государственной регистрации недвижимости в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов или корректных документов.
Также в закон введено понятие отказа в принятии документов без их рассмотрения, такой отказ выдается, в случае если заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом, если заявление о регистрации подано не в соответствии с установленной формой, если заявление имеет какие-то исправления, если после подачи документов не оплачена государственная пошлина. В этом случае государственный регистратор не принимает заявление к рассмотрению и возвращает его заявителю.
У кадастрового инженера будет онлайн личный кабинет, в который он сможет складывать проекты межевых планов и проверять их в уполномоченном органе перед подачей. Данный кабинет будет своего рода архивом для хранения межевых планов. Его использование будет осуществляться за плату. Возможно, в связи с этим услуги кадастрового инженера немного подорожают. Полагаем, что работа с таким кабинетом войдет в обязанности помощника кадастрового инженера.
Подать документы на регистрацию можно теперь в любом регионе Российской Федерации. Данный момент сильно упростит жизнь собственников недвижимости, которая располагается за сотни или даже тысячи километров от родного дома. Данное нововведение должно также сократить расходы юридических лиц и избавить сотрудников от поездок в другой регион России с одной лишь целью -подать документы на регистрацию прав или осуществление кадастрового учета.
Ведение Государственного реестра недвижимости может быть передано на региональный уровень, однако, как это будет осуществляться и каким органам исполнительной власти субъекта поручат отдельные функции Росреестра, пока что неизвестно. Это было возможно и раньше (в рамках предыдущего закона о кадастре), но на практике данная норма так и не реализовалась.
Ст. 60 Закона установлен перечень случаев, когда орган регистрации и самого регистратора можно привлечь к ответственности за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей. В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности, то есть о тех случаях, когда незаконные действия регистратора или регистрационного органа в целом нанесли реальный ущерб собственнику недвижимости. В частности, устанавливается ответственность регистратора за несоответствие сведений, которые собственник или заинтересованное лицо предоставляли на регистрацию, тем сведениям, что содержатся в ЕГРН.
Можно привести абстрактный пример, когда при строительстве ЛЭП была установлена охранная зона, а сведения о ней были переданы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Государственный регистратор данные об охранной зоне не внес, в то же время была совершена покупка одного из земельных участков, попавших в охранную зону ЛЭП. При обращении в органы архитектуры новый собственник земли выяснил, что на участке ничего строить нельзя. Соответственно рыночная стоимость участка падает практически до нуля. Свои финансовые претензии такой собственник земли может обратить к государственному регистратору, который упустил внесение охранной зоны в кадастр.
Кадастровые ошибки теперь имеют статус и название реестровых ошибок, однако порядок их исправления практически не изменился. В большинстве случаев при недостижении согласия с собственником реестровая ошибка будет исправляться на основании решения суда. Судя по всему, исправление кадастровой ошибки во внесудебном порядке будет теперь происходить несколько иным образом. В Законе о регистрации недвижимости теперь говорится, что в судебном порядке ошибки исправляются лишь в том случае, если есть основания полагать, что исправление такое ошибки может повлечь нарушение прав собственника недвижимости. Скорее всего, такое нарушение прав будет предполагаться в 99.9 процентов случаев. Для более подробного изучения вопроса рекомендуем Вам обратиться к ст.61 закона, где подробно прописаны условия и порядок исправления технических и реестровых ошибок.
На наш взгляд, в новом Законе, более детально и логично прописана процедура отказа от собственности на недвижимость.
Ст. 55 Закона подробно описывает процедуру отказа от права собственности на любой объект недвижимости и лиц, к которым эта недвижимость после отказа переходит.
Вспоминается время нулевых годов, когда эта процедура была достаточно размыта и имело место быть лишь общая норма 236 статьи Гражданского кодекса презюмирующая право каждого гражданина или юридического лица отказать от своей собственности и Земельный кодекс РФ Более детально ни законы ни подзаконные акты в тот период эту процедуру не регулировали.
В соответствии со ст. 60 Закона любой сервитут, залог, арендные права при изъятии земельного участка в пользу органов государственной власти и местного самоуправления снимается автоматически.
Довольно интересным и полезным моментом в законе является регистрирующего органа является обязанность регистрирующего органа уведомлять собственника недвижимости о том, что кто-либо заказал выписку ЕГРН в отношении его имущества. Очень полезная вещь, которая может заранее подготовить собственника земли или дома к тому, что вокруг его недвижимости будут происходить какие-то махинации. Однако для этого необходимо, чтобы в регистрирующем органе обязательно были Ваши контактные данные. Надеюсь, что указанная обязанность госорганов проводящих регистрацию по уведомлению собственников недвижимости избавит их от « приятных» неожиданностей. А нечистых на руку риэлторов предостережет от необдуманных действий.
Более того, если у Вас есть причины волноваться по поводу того что кто-то положил глаз на Вашу недвижимость, вы можете заказать справку о лицах которые за последний период интересовались Вашей собственностью.
В силу положений ст. 57 Закона при регистрации прав перехода на здание, строение ,сооружение, одновременно осуществляется регистрация перехода прав на земельный участок, на котором они расположены. Вот он принцип единства судьбы дома и земельного участка, установленный ГК РФ в действии. Собственно эта практика была внедрена уже давно , но полагаю напоминание об этом будет не лишним. Если регистрируете переход права на дом, то не забывайте про участок.
При подаче документов юрлицами теперь не требуется приложение учредительных документов, регистрирующий орган запрашивает их в порядке информационного взаимодействия. Однако на это полагаться не стоит, поскольку, во-первых, это по факту может сильно удлинить процедуру регистрации, а, во вторых, документы могут не предоставить и тогда Вам выскочит приостановка.
Право на объект недвижимости подтверждает выписка из ЕГРН и только выписка из ЕГРН, то есть свидетельства о собственности фактически утрачивают свою силу, как правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, помещения и т.д. Хотя,на самом деле, это произошло уже летом 2016 года, с этого момента и до 2017 года право собственности на недвижимость удостоверяла выписка из ЕГРП.
В ЕГРН будут указываться данные о территориальной зоне, описание координат точек здания, зd модель здания (по желанию), сведения о членах семьи собственника жилого помещения, способы обеспечения в договоре долевого участия.
Как мы уже говорили выше кадастровый паспорт недвижимости теперь заменит выписка из ЕГРН
Сроки предоставления сведений из ЕГРН изменились в меньшую сторону по отношению к тем, что были для ГКН и ЕГРП. Согласно новым правилам выписка из ЕГРН готовится в органе Росреестре три рабочих дня. Если заказываете через МФЦ, то прибавляйте еще два дня. Стоимость выписки соответственно увеличится, это обусловлено тем, что предоставленные данные стали намного информативнее и представляют из себя информацию сразу двух объединенных реестров.
Как и ранее все полученные сведения из ЕГРН будут действительными на момент предоставления органом регистрации. Но это ни в коем случае не значит, что выписка действует только один день и потом ее уже никуда нельзя предоставить. Сроки действия выписки, которые устанавливают те или иные органы власти для предоставления, указываются уже в подзаконных актах (административных регламентах), регулирующих деятельность таких органов власти.
Формы выписки из ЕГРН утверждены Приказом Минэкономразвития .№378 от 20.06.2016.
Полагаем, что самой популярной выпиской будет являться выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, которая будет включать в себя разделы: Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, сведения о правах, описание местоположения участка, описание местоположения объекта недвижимости (здания, сооружения), поэтажный план. Вообще приказом предусмотрено достаточно больше разнообразие выписок из которого еще хотелось бы выделить выписку на охранную зону.
Кстати!!!
Заказать кадастровую выписку на земельный участок после 1 января 2017 года уже не получится, так как такая выписка , кадастровый паспорт да и сам государственный кадастр недвижимости будут упразднены.
По предварительной информации федеральная кадастровая палата Росреестра передает свои функции по ведению реестра и кадастровому учета обратно Федеральную службу государственной службы кадастра регистрации и картографии. Как это будет выглядеть на практике, пока сказать довольно сложно.
Ну в заключение хотелось бы отметить, что вступят в силу множество приказов Минэка по поводу ведения ЕГРН, и соответственно такое же количество приказов по поводу ведения ГКН и ЕГРП утратят свою законную силу с 1 января 2017 года.
В частности порядок предоставления сведений содержащихся в егрн, форма запроса сведений из егрн, будут установлены приказами Министерства экономического развития.
Мы предлагаем наши качественные услуги кадастрового инженера, а также кадастрового юриста.
Заказать услуги можно по телефону 8 (812) 909-31-95 или написав нам на электронную почту info@jurist-dolina.ru
Постановлением Главы администрации Кемеровского горсовета от 01.07.1993 года гр-н Самойлов получил в собственность (по списку) 2000кв.м в СНТ «Липки».
Я, Шмелев Александр Владимирович приобрел в 1995 году земельный участок № 7 (10 соток) у Самойлова П.А. в СНТ «Липки», о чем имеется выписка из решения уполномоченных садоводов от 06.05.1995 года об исключении из СНТ бывшего владельца, а меня принять членом СНТ. Я свой участок огородил. И исправно плачу в СНТ за 1000 кв.м моего участка членские взносы.
На своем участке я построил дом 24 кв.м. в соответствии с генеральным планом застройки садоводческого товарищества в 2010 году. А также баню и две теплицы.
Рядом с моим участком № 27, имевшийся смежный участок № 7-А (10 соток) также в 1995 году был приобретен у Самойлова П.А. другим покупателем Петраковым на основании выданной ему Самойловым нотариальной доверенности (предположительно доверенность на S=2000кв.м + и предположительно заверенной копии образца 1993 года Свидетельства о праве собственности на землю S=2000 кв.м ), о чем имеется выписка из решения уполномоченных садоводов от 13.05.1995 года об исключении из СНТ бывшего владельца, а Петракова принять членом СНТ. Он тоже свой участок огородил.
В 2013 году, я заказал кадастровый паспорт земельного участка, где кадастровым инженером было выявлено, что произошло наложение. Решением ФКП (Росреестр) по Кемеровской области по п. 2 ст.26 ФЗ-221 приостановлено осуществление кадастрового учета моего земельного участка.
Получив выписку из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним выяснилось, что с 31.12.2008 года правообладателем своего участка 1000 кв.м и МОЕГО 1000 кв.м (поглощенного) в общей сумме S=2000 кв.м является Горшев Иван Семенович (внук Петракова).
Хотя участком пользуются и оплачивают членские взносы в СНТ всего за 1000 кв.м родители Горшева.
В правлении СНТ «Липки» о собственнике моего участка ничего не известно. Членские взносы мною оплачиваются ежегодно (за 10 соток).
Каким образом можно исправить ситуацию — осуществить кадастровый учет моего земельного участка ? И кто виновен в этом?
Здравствуйте Александр!
Чтобы ответить на Ваш вопрос корректно нужно понять имеется ли договор купли- продажи земельного участка в СНТ?
Добрый день. Помогите мне пожалуйста с разъяснением. Прошерстила как могла интернет, на разных сайтах задавала свой вопрос, но ответа не нашла и не получила. Написала письмо в Министерство имущественных отношений, но их размытый ответ общими фразами не прояснил ситуации. Умеют наши чиновники запудрить мозги. А суть моего вопроса в следующем. Имею в собственности участок площадью 600 м кв. Рядом с моим участком был свободный неучтенный участок. В прошлом году (2016) обратилась а администрацию. Дали добро, но с условием, что я его выкуплю за 50% от кадастровой стоимости. На вопрос — сколько это будет стоить, мне ответили — ориентируйтесь на кадастровую стоимость своего участка. Мой участок по кадастровому паспорту стоит 289188 руб. или 481,98 руб. за метр квадратный. Путем расчетов я определила, что выкупить новый участок размером 596 м кв. мне придется за 143630,04 руб. Когда в январе 2017 г.получила новый кадастровый паспорт на уже объединенный участок площадью 1096 м кв., то в графе кадастровая стоимость увидела сумму 955909,28 руб. или 872,18 руб. за метр квадратный. Далее мне нужно было подписать соглашение с администрацией, заплатить деньги за участок и оформить в собственность. Каково же было мое удивление, когда мне выписали квитанцию на сумму 216300,04 руб. На мой вопрос — почему цена одного квадратного метра возросла вдвое, меня отправили выяснять самой где-нибудь и как-нибудь. У этой ситуации есть еще один момент, который стороннему человеку в глаза сразу и не бросается. Ладно, присоединяемый участок оценен в два раза выше, но ведь вдвое переоценили и ту часть участка, которая была у меня в собственности. Теперь получается, что и земельный налог у меня будет расчитываться с новой суммы и возрастет вдвое. А Министерство мне ответило одним словом — ошибки нет, не объяснив и не сославшись ни на какие законы, статьи, методики. Очень надеюсь получить от вас ответ более полный, чем от Министерства. С уважением, Вера
Добрый день!
Необходимо обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости , если эти действия успеха не принесут, то тогда обратиться в суд. Для того, чтобы установить реальную цену участка необходимо привлечь независимого оценщика.